16.06.2015 Ed

Об асане

Первая из цикла…

215_1_5 mono

 

В разговоре об асане я не буду затрагивать детали, которые, на мой взгляд, весьма сложно преподносятся в вербальном или текстовом виде ввиду отсутствия обратной связи с практикующим. Это касается техники и способов выполнения, критериев корректного понимания процессов и пр. Речь пойдёт о базовых аспектах, осознание которых, возможно, позволит взглянуть под иным углом и на современное понимание йоги в целом.

Согласно терминологии классических текстов по йоге, асана — есть положение тела. Следует отметить, что асана далеко не всегда имеет отношение к йоге, это скорее свойство тела, его способ быть. Если у вас есть тело, то это тело неизбежно в любой момент времени будет пребывать в асане. Очевидно, что асана может существовать только одна, та, в которой пребывает ваше тело, а всех остальных в этот самый момент не существует. Асану можно сменить, но она всё равно останется единственной и вполне пригодной для реализации вашей йоги.

Чем же отличается произвольная асана от «йоговской»? Йоговская асана, вернее, способ её исполнения подчинён определённым правилам, некоторые из которых были определены эмпирически, другие — как следствие осознания концепции. Проще говоря, если понять концепцию, то отпадает необходимость в отдельном изучении каждой из 8400000 асан, т.к. они все по сути одинаковы, и в них пребывает одно и то же тело, функционирование которого подчинено одной природе. Попытка составить свод этих правил в адекватном и доступном обывателю виде — долгая и кропотливая работа, результат которой, надеюсь, ещё увидит свет.

О режиме выполнения действий в хатха йоге. Этот аспект больше других претерпел мутацию в процессе адаптирования и интерпретации знаний. Выполнение различных йоговских техник в настоящее время воспринимается адептами либо как спортивная деятельность, либо как философско-мистический акт, и часто одни и те же действия наделяются настолько противоречивой идеологией, что создаётся впечатление, будто результат практики зависит только от этого идеологического наполнения, а не от самой практики. Но сначала о спортивном подходе.

На мой взгляд, становление йоги как вида спорта сильно и не в лучшую сторону деформировало технологию действий и режим практики. Спорт предполагает наличие энтузиазма, стремления к победе, жажды результатов и, как следствие, тщеславия соперничества. Что, как вы понимаете, совершенно не приемлемо в йоге и делает  её весьма опасной как для физического здоровья, так и для психического состояния. Практику йоги следует воспринимать как физическую культуру, причем ключевое слово тут КУЛЬТУРА. Культура физических движений. Энтузиазм спортивный, который стал вольной интерпретацией аутентичного термина «тапас», следует понимать как ПРИЛЕЖНОСТЬ . Движения и действия не должны быть «грубыми», а усилия, генерируемые адептом, сопоставимы с усилием для улыбки.

Важно помнить, что выполнение асаны с целью потом выполнить другую, технически или физически более сложную, обесценивает предшествующие действия, практика теряет лаконичность и становится «громоздкой». Патанжали не счел нужным подробно останавливаться на описании асаны, ограничившись только характеристикой, что асана должна быть «твердой и мягкой» (sthira sukham), что, скорее всего, подразумевает — устойчивой и легкой в исполнении. Отсутствие других характеристик, вероятно, делает их маловажными. От чего такое вроде бы пренебрежение темой? Ответ становится очевиден, когда, изучив весь текст целиком, понимаешь отношение к йогической науке как инструменту для достижения определенных целей, как ,например, к скальпелю или молотку. Скальпелем можно провести ювелирную операцию и спасти жизнь, а можно зарезать по неосторожности или просто какрандаши всё время точить. Очевидно, что йога должна быть отброшена после достижения цели, как любой другой инструмент, который уже выполнил свою функцию. Глупо поклоняться молоткам, скальпелям и йоге в этом контексте, уж тем более сознательно подвергать себя заточению, превращая жизнь в йогу.

Успех практики напрямую никогда не зависел от действий практикующего. Возможности практикующего ограничены возможностью выполнения условий и степенью безупречности их выполнения. Среди условий: асана, пранаяма, правильное (совсем не значит здоровое!!!) питание, воздержание, аскеза и масса других условий. Причём выполнение с неистовством одних условий не компенсирует игнорирование других, и делает всю практику если не бессмысленной, то не направленной на заявленный результат. Именно чрезмерное акцентирование внимания на асанах, изощрённость их выполнения, жажда результата в виде гибкости и ловкости и приводит к огромному количеству травм. К сожалению, крайне редко явление, когда практикующий понимает суть процессов и работу по их генерированию. В подавляющем большинстве случаев имеет место повторение и имитация увиденного на фотографиях, рисунках или в зале, что сильно деформирует восприятие свойств и возможностей собственного тела и приводит к деградации ценностей.

Очевидно, что фотография, например, курицы, пусть очень качественная, — это не сама курица! Удивительно, но мы живём во времена, когда фото курицы может быть много дороже самой курицы. Так же изображение асаны — асаной не является, хоть и ценится высоко. Спрос на изображение, высокая цена и являются причиной вышеупомянутой деградации ценностей и смещения целей. В частности, гибкость или то, что так воспринимается, которая всегда была следствием правильного выполнения практик, а не их причиной, сейчас позиционируется как необходимое условие для йога. То есть, если гибкостью ты не вышел, то йога не для тебя, или — потерпи немного, подрастянутся ноги-плечи, тогда все будет получаться. В итоге горе-практик, если во время не бросит занятия, обретет гипермобильность одних суставов, артроз других, или, на худой конец, с десяток не менее звучных диагнозов,  но никогда ещё такое грубое обращение с тканями своего тела не проходило бесследно, это  вопрос времени. Правда,  многих от опасной глупости спасла лень, хвала этому феномену!

Человеку не свойственна объективность, особенно по отношению к себе, да и в отсутствие понимания критериев не стоит самостоятельно оценивать свои успехи. Особенно, если эти успехи кажутся вам очевидными. Мастерство выполнения асан может и должен оценивать только эксперт, коим по идее является ваш инструктор или гуру, а его мастерство, в свою очередь, оценивается его вышестоящей инстанцией. Если неправильное выполнение асан и очистительных процедур даёт достаточно скорый негативный эффект, то неправильная постановка дыхания даёт менее выраженный в близкой перспективе негативный эффект, но очень устойчивый и глубокий в долгосрочной. Справедлисвости ради стоит отметить, что позитивный эффект от правильной практики распределён по времени аналогично. Эффект этот, прежде всего, основан на изменении паттерна дыхательного процесса, от которого зависит и психоэмоциональный фон, и общее самочувствие практикующего. Наиболее распространённая ошибка —  гипервдох, регулярное выполнение которого приводит к смещению диапазона дыхания и впоследствии к нейрогенной гипервентиляции со всеми вытекающими. Кроме этого, следует отметить важность и совершенную необходимость понимания того,  как дыхание в целом и его фаза в частности синхронизируется с движением (опережает, отстаёт или совпадает). Какие эффекты от активизации симпатики или парасимпатики проявляются, и как их следует использовать. Все действия начинающиеся со вдоха обречены на неуспех. В боевых искусствах, кстати говоря, в этом плане больше порядка наблюдается. А ведь общего гораздо больше, чем кажется. Везде используют такое же тело: и в йоге,  и фехтовании, и игре на тромбоне. Следовательно, «попутные вещи» будут зависеть не от рода занятий, а от инструмента, коим выступает наше многострадальное тело — которое выживает и более-менее успешно функционирует не благодаря вам, а к сожалению часто вопреки, — и от целей практики.

В заключение, о направленности действий и работы в асане. Я неоднократно эту тему поднимал на своих лекциях и должен заметить, что с ней связан самый сильный и устойчивый стереотип. Особенно это каксается спрортсменов и «опытных практиков йоги». Наиболее часто встречающиеся вопросы на занятиях: «Где должно тянуть? Что мы тут (в этой позе) делаем? Какие мышцы (суставы) тут прорабатываются (раскрываются)?» — создают у нас иллюзию, что представление об асане совпадает с представлением о том, что такое жим лёжа со штангой, и что даёт изменение угла наклона спинки. Первое, что стоит понять: если в асане и напрягаются определённые группы мышц, это не означает, что работа в асане направлена на их укрепление. Так же и  с вытяжением. Например взглянув на то, как выполняется баддха-конасана, может возникнуть впечатление, что «воздействие» происходит в тазобедренных суставах, и растягивается «внутренняя поверхность бедра», на деле всё должно обстоять совсем наоборот, а подобное «раскрытие» тазобедренных суставов, особенно с применением усилий, приводит к развитию коксартроза и болям в спине.

Напряжение некоторых групп мышц в асане направлено в первую очередь на перераспределение напряжений, веса или натяжений в теле в нужном направлении, что должно привести к полной взаимокомпенсации всех воздействий в определённой области, а её расположение строго определено. Задача задействовать все шестнадцать адхар, тогда асана будет устойчивой и выполняться с незначительными усилиями. Идея, что во время занятий нужно выполнить максимальное количество поз для проработки всех групп мышц, имеет больше отношения к тому, что происходит в тренажёрном зале, и вряд ли даст ожидаемый результат на коврике. Можно сделать одну асану, но так, чтобы задействовано было всё тело, и эффект от такой асаны будет гораздо глубже и долгосрочней. Безусловно, все асаны имеют свои «акценты», но они не так очевидно привязаны к тому, какие мышцы напрягаются, а какие тянутся. Акценты и эффект асан зависят от результирующей всех действий, которая редко совпадает с направлением усилий как таковых.

Вот такие пироги…

, , , ,

Давайте дружить!

Всё не так, как кажется...