Новое о йоге

Мысли вслух

ЧИТАЕМ БЛИЖАЙШЕЕ СОБЫТИЕ

Очистительные процедуры.Варисара дхаути.

2890

pic by Vizerskaya

Т ема описанная далее, достаточно активно эксплуатировалась как специалистами, так и не очень. Несмотря на известность, а может и благодаря ей, очистительная процедура, чаще именуемая шанкх пракшалана, обросла массой мифов, которые придали ей некую «ритуальность» и внесли массу несуразиц и смятение в умы практикующих. У этой шаткармы, как у того Гоши из фильма — он же Гога, он же Юра, он же Жора, он же Георгий Иваныч, — много имен: варисара дхаути, шанкх пракшалана крийя, жест раковины, очищение кишечника, варисара мудра… Характерно, что многие неточности и ошибки так и продолжают мигрировать из одного описания в другое, даже не меняя формулировки. Далее попытаемся пересмотреть порядок действий, технику выполнения этой очистительной процедуры, и эффекты наступающие после.

Прежде всего, не стоит ждать похода в туалет после шестого стакана выпитой жидкости. Учитывая некоторую спешку в действиях и судорожно выполняемые упражнения,  шестой стакан пойдёт минут через 10-15, и для подавляющего большинства до первой эвакуации довольно далеко. Если у вас опыт менее 5-7 процедур, — рекомендую выполнять варисару в выходной день, впоследствии, когда время необходимое для процедуры будет определено на собственном опыте (естественно, это индивидуальный параметр) нужно будет исходить из других оснований. Также, нет особой необходимости всегда делать процедуру тремя литрами воды, иногда для получения нужного эффекта резонно выполнять ее курсом — одним литром в течение   5-7 дней, — к примеру  в случае запора. Здесь стоит отметить, что у варисары накопительный эффект, и разовое выполнение никаких кардинальных изменений не принесёт, эффект следует ожидать после 7-12 процедуры, т.е. через несколько месяцев.

Частота выполнения в профилактических целях для здоровых людей — раз-два в месяц, в лечебных частота и способы определяются специалистом и могут составлять от 5 до 30 каждодневных процедур. Хочу предостеречь читателя от самостоятельных экспериментов, т.к. по факту — это диарея, и существует опасность изменения водно-солевого баланса с возможным нарушением калий-натриевого насоса, что может иметь крайне серьёзные последствия. В то же время переживать по поводу грозящего дисбактериоза не стоит. Дисбактериоз — заболевание комплексное, может проявиться на фоне варисары только в случае неправильного питания в течение продолжительного времени, например приём в пищу молока, кефира или йогуртов непосредственно после процедуры, в остальном этого опасаться не стоит.

Итак, краткое резюме процедуры : приготовьте литр раствора из расчёта — одна чайная ложка обычной каменной соли на литр воды. Совсем не обязательно изощряться в выборе соли, т.к. не предполагается, что эта соль станет частью вас. Опыт показывает, что люди склонны пересаливать раствор, и во избежание неудобств возьмём за основу именно эту пропорцию. Раствор можно слегка подогреть, а для особо чувствительных — капнуть в него немного сока лимона (совсем не обязательно), и   выпить его, не затягивая это «удовольствие», по возможности в 2-4 залпа. Следующие 20-30 минут рекомендую занять себя каким-нибудь полезным делом, например уборкой дома под приятную музыку. Напомню, что нет необходимости — а новичкам ещё и вредно — делать упражнения, от них, как правило, масса проблем вначале, а при понимании  сути процедуры они не особо и нужны. Эти упражнения-асаны, совсем не для того, чтобы вода быстрее проходила по кишечнику, и в этом можно убедиться сразу, т.к. манипуляции с пылесосом приведут к тому же эффекту за то же время. Через полчаса можно выпить ещё литр раствора, следя за тем, чтобы не переполнять желудок. Третий литр лучше пить, когда начнётся процесс эвакуации, а непосредственно перед этим благоразумнее будет  смазать межъягодичную складку жирным кремом или маслом, во избежание раздражения. Когда процесс эвакуации полностью завершится, т.е. прекратятся позывы, можно вызвать рвотный позыв для удаления остатков рассола и желчи из желудка (не для закрытия неких превратников) ,впрочем, этого можно и не делать.

После, в течение часа, следует поесть (не томите себя голодом!), как правило используют варёный рис, но это совсем не обязательно, можно обойтись любой другой кашей (помните, пища должна быть пресной, постной, незамысловатой, количество — умеренным), просто рис полегче. Что касается питья, — при выполнении варисары вы будете испытывать обезвоживание, но преждевременно жажду утолять не следует, — разбавите рассол, процесс обратного осмоса прекратится. Симптомы этого обезвоживания: жажда, озноб и, возможно, головная боль. Переживать опять же не стоит, чем богаче будет опыт, тем менее явными будут эти симптомы. После первого приёма пищи можно пить чай или воду, особо себя не ограничивая, но не спеша.

Если что-то не так… Бывает, что процесс эвакуации никак не начинается, — ничего страшного. Можно спровоцировать его клизмой, можно еще подождать. Если вы делаете литровую варисару, то добавление ещё одного литра, как правило, решает вышеупомянутую проблему. Такое бывает при сильном запоре, вялой перистальтике или большом количестве содержимого в кишечнике.

Если ваш организм решил весь раствор вывести посредством почек — не страшно, это его право. Если почки плохо функционируют, возможна отёчность, которая потом проходит. Отнеситесь к этому с пониманием и здоровой долей пофигизма, — напомню, что часто в продуктах (разного рода соленьях) соли содержится не меньше, а иногда и больше, чем в используемом вами растворе.  Речь не идет об острых формах гнойного пиелонефрита, терминальной почечной недостаточности и прочих тяжелых поражениях почек,  в таких случаях процедура противопоказана! Впрочем, как и при любых острых состояниях организма.

Если вы слишком переполнили желудок (чего делать совсем не стоит) или пересолили раствор, то вероятно вас стошнит, что тоже не страшно, хоть и неприятно. После этого процедуру лучше отложить и учесть ошибку в следующий раз. Помните: чем меньше будет непредвиденных моментов и неприятных сюрпризов, тем позитивней будет отношение к происходящему, тем охотней вы повторите сей опыт. По опыту общения с практикующими именно этот фактор лишает практику варисара дхаути привлекательности, не смотря на её высокую эффективность и простоту. Самым неприятным (но опять же, не фатальным) может быть наличие крови в воде которую вы вырвете. Сосуды в желудке могут располагаться близко к поверхности, и если чрезмерно переполнить желудок или рвотный импульс будет слишком сильным, вероятно сосудик лопнет и в воде будет кровь, количество которой может показаться значительным, но это не так. Такой исход как правило пугает, но не стоит паниковать, процедуру следует остановить, поесть рис оли овсянку и пить чай из ромашки. Повторить попытку лучше через 2-3 недели. В йоговских текстах описан процесс, когда йоги брали анализ крови из желудка, сознательно повреждая прутиком слизистую и отрыгивая кровь, они оценивали состояние здоровья по цвету и консистенции крови. По видимому этот способ диагностики представлялся им наиболее информативным.

Следует быть внимательным и проводить процедуру после консультации со специалистом или под его надзором в следующих случаях: при заболеваниях желудка и поджелудочной железы, гипертонической болезни и заболеваниях почек. Опасным может быть так же чрезмерное переполнение желудка, что может его растянуть, деформировать или даже изменить его положение, что будет иметь серьёзные последствия. В целом практика варисара дхаути показана практически всем, главное, сохранять адекватность.

5 сомнительных спутников йоги, которые могут навредить здоровью

234

pic by Vizerskaya

Небезынтересные размышления врача-невролога DISSOMNIA , ведущего ЖЖ, о том, где проходит тонкая грань, после которой духовная практика уже способна навредить здоровью. Орфография и пунктуация сохранены, впрочем как и полный текст, дабы вырванные из контекста отдельно взятые фразы не стали достоянием большинства. Благодарим автора за  смелость,честность и «просто йогу»! )) Мнение каждого практикующего имеет право на существование, как говорится: Vox populi, vox dei… Повторюсь, это мнение, рассматривать его как истину в последней инстанции, или призыв к действиям, или крамолу и ересь, — решать читателю. А нам, простите, — вам остается поразмышлять на досуге… или нет.

В инстаграме ежедневно появляются сотни «мотивашек», которые призывают голодать, пить мочегонные, сидеть на фруктовых смузи, выворачивать себе суставы до разрыва связок — лишь бы сделать красивую фотографию для очередного йога-челленджа.

Красивая картинка — достаточный повод для 99% зрителей, чтобы повторять за автором любые безрассудные поступки, которые могут необратимо и негативно повлиять на здоровье.

Я с интересом наблюдаю за несколькими йога-сообществами в инстаграме и фейсбуке. И собрала коллекцию самых частых эпик фейлов, которые, по мнению большинства, являются неотъемлемой частью йоги как образа жизни и должны сделать нас более здоровыми. На самом деле, это смешные, бессмысленные или нелепые, а иногда — и вовсе безрассудные поступки, которые можно использовать разве что как путевку в больницу.

Детокс

Могу поспорить, что любой человек, который с энтузиазмом начинает модную детокс-программу, понятия не имеет, что конкретно он делает. Исключения составляют пациенты инфекционных и наркологических стационаров и, соответственно, доктора-инфекционисты и наркологи. Только в этом случае детоксикация (по-научному это называется дезинтоксикация) — комплекс действий, который вполне эффективен, является чуть ли не главной составляющей лечения и имеет под собой научную основу.

Токсины — это вещества, которые попадают в кровь и могут негативно действовать на любые органы и системы. Вспомним интоксикацию при гриппе — слабость, головная боль, светобоязнь, ломота в мышцах, сердцебиения. Или интоксикацию алкоголем, когда веселый вечер заканчивается в объятиях санфаянсового изделия. В организме здорового человека с токсинами борется печень. Ее прилежной работы достаточно, чтобы избавить кровь от потенциально опасных веществ.

Не раз встречала восторженные описания некоторых асан, которые обладают волшебным детокс-действием. Я бы даже отчасти согласилась, если бы это были, например, поза прямого угла (в горизонтальном положении улучшается кровоснабжение почек и ускоряется образование мочи) или какие-нибудь скручивания (стимуляция толстого кишечника). Все-таки хороший диурез и регулярные позывы на стул еще никому не вредили.

По факту удивительные детокс-свойства обычно приписываются позам, направленным на растяжку. То есть подразумевается, что томное задирание ноги под мантры очищает организм от токсинов. Это, конечно, полная ржака.

Вегетарианство

Я одобрительно отношусь к вегетарианцам, которые в курсе, что организму нужен витамин В12. Колют ли они его в зад, едят яйца или раз в год позволяют себе печеночный торт с майонезной прослойкой — их личное дело. В любом случае, они защищают себя от печальной перспективы поехать в веселой компании психбригады для выяснения причин неожиданно развившегося психоза на фоне В12-дефицита.

Я и сама не очень люблю мясо. У меня был интересный опыт полного отказа от него в течение полугода (но я ела молочку, яйца и иногда рыбу) — и я чувствовала себя очень хорошо. Ушли отеки, стала лучше кожа, немного сбросила вес. На интуитивном питании с мясом никаких новостей не обнаружилось: я по-прежнему ем его редко и чувствую себя отлично. Несколько раз в год, преимущественно в холодное время года, у меня появляется острое желание сожрать сала (видимо, западноукраинские корни дают о себе знать:) — и я спокойно воплощаю это желание в жизнь, без каких-либо негативных последствий для самочувствия.

Очень распространенным является убеждение, что мясо препятствует хорошей практике йоги. Начнем с того, что любая практика — будь то пять простых асан утром в постели, двухминутная практика осознанности по пути на работу или шавасана перед сном, — уже хорошая практика. Если человек практикует — это в любом случае отлично. А истории в стиле «почему моя практика лучше твоей» — самый обыкновенный снобизм, который нередок в йоговской среде.

Вегетарианцы отмечают увеличение объема движений в суставах и нарастание прогресса в растяжке. Если целью жизни является умение завернуться в позу лотоса из стойки на руках в короткие сроки — то отказ от мяса оправдан. В остальных случаях имеет смысл задать себе вопрос: «Природа зачем-то создала человека с ограниченным объемом движений суставов и ограниченной же возможностью растягивать сухожилия. Мне зачем-то надо все это увеличить. Зачем?» Потом стоит посмотреть в интернете картинки и рассказы от людей с гипермобильностью суставов и крепко подумать, а надо ли оно вам.

И не забывать о последствиях дефицита белка (все-таки не в каждом городе России можно без проблем купить тофу, хумус, миндальное молоко и прочее) и витамина В12: астеническом синдроме, снижении либидо вплоть до импотенции, выпадении волос, сухости кожи и ломкости ногтей, снижении памяти и внимания, бесплодии.

Жесткая диета

Почему-то йога ассоциируется у многих с жесткой диетой. Гуру твердят о необходимости соблюдать аскезу. Йогини в инстаграме соревнуются, кто меньше ест.

В одном из самых популярных йога-сообществ в фб вполне серьезно расписываются преимущества диеты в 1200 ккал, которые раз в неделю чередуются с разгрузочным днем на 600 ккал. Напомню: это для взрослых людей, которые ведут активный образ жизни. Идея «не жрать», как ни странно, все еще пленяет умы взрослых и с виду адекватных людей — иначе я не могу объяснить причину дикого количества лайков к той публикации.

Надеюсь, всем понятно, что йога — это физическая активность, а не сидение в расслабленных позах. Прогресс невозможен без роста мышц, а мышцы из ниоткуда не возьмутся. Тело говорит мне об этом абсолютно однозначно. Наутро после силовой йоги я всегда хочу омлет: мышечная ткань требует строительного материала.

Поэтому если вы сидите на жесткой диете — кубики пресса являются вполне достижимой целью, а вот прогресс… Скорее всего будет не таким быстрым, как хотелось бы.

Голодание

Давно заметила, что хроническое желание жрать будит в девушках стремление вести за собой благодарную публику. Неделями сидеть на свежевыжатых соках в одиночку тяжело. Немного проще становится жить, если заразить идеей очистительного голодания как можно большее количество фолловеров, и ничего, если среди них окажутся беременные и кормящие грудью: заодно и ребеночка «почистим»!

Скажу как есть: когда я вижу такую идиотку, которая «вдохновляет» кого ни попадя на развлекательную двухнедельную программу из клизм и голодания, мне хочется немедленного ренессанса карательной психиатрии.

Я не знаю, что в голове у молодой мамы, которая всерьез спрашивает у йога-тичера без медицинского образования, с прогулянными уроками биологии в школе: «Как думаете, мне на время голодания посцеживаться или продолжать кормить?»

Я не знаю, что в голове у соркакилограммовой девицы-йогини, расуждающей о «лишнем жире», который планирует навсегда убрать при помощи «очистительного голодания».

Но все это очень, очень печально.

Йога-терапия

Некоторые фантазеры убеждены, что йога — это панацея от всех болезней: рака, гастрита, простатита и бесплодия. Достаточно открыть пару чакр и направить потоки космической энергии куда надо. А кому не помогло — тот просто не туда направлял.

Йога действительно может помочь при многих болезнях. При неспецифической боли в спине — укрепить мышечный корсет. При хроническом болевом синдроме немного выровняет баланс нейромедиаторов, и человеку станет легче. Осторожная (!) практика через некоторое время после инсульта поможет стимулировать образование новых нейронных связей для компенсации неврологического дефицита. Медитация отчасти или даже полностью решит проблему панических атак.

Серьезных работ по эффективности йоги в лечении болезней очень мало. Об этом полезно помнить, когда хочется сделать ту или иную асану, чтобы разом стимулировать сексуальную энергию, улучшить функцию печени, нормализовать работу всех сосудов разом и заодно погладить надпочечники, чтоб веселей выделяли гормоны.

Чудодейственные и разносторонние эффекты асан в интернете пишут явно не врачи, иначе формулировки были бы куда осторожней. Не стоит терпеть головокружение и пульсацию в голове в позе плуга только потому, что обещают улучшение работы щитовидки. Не надо до боли в груди выполнять скручивания, потому что они якобы позволяют поставить на место опущенные почки. Все эти краткосрочные перспективы очень призрачны. В отличие от долгосрочных, о которых писал Бойко. Но там — никаких чудес, сплошная физиология: достижение гармоничного взаимодействия симпатической и парасимпатической систем, тренировка равновесия, стимуляция выработки дофамина в мозге и многое другое, что при последовательной и регулярной практике поможет улучшить самочувствие.

Поэтому оставим терапию, то есть лечение болезней, специалистам. А сами займемся просто йогой 🙂

 

Об асане

Первая из цикла…

215_1_5 mono

 

В разговоре об асане я не буду затрагивать детали, которые, на мой взгляд, весьма сложно преподносятся в вербальном или текстовом виде ввиду отсутствия обратной связи с практикующим. Это касается техники и способов выполнения, критериев корректного понимания процессов и пр. Речь пойдёт о базовых аспектах, осознание которых, возможно, позволит взглянуть под иным углом и на современное понимание йоги в целом.

Согласно терминологии классических текстов по йоге, асана — есть положение тела. Следует отметить, что асана далеко не всегда имеет отношение к йоге, это скорее свойство тела, его способ быть. Если у вас есть тело, то это тело неизбежно в любой момент времени будет пребывать в асане. Очевидно, что асана может существовать только одна, та, в которой пребывает ваше тело, а всех остальных в этот самый момент не существует. Асану можно сменить, но она всё равно останется единственной и вполне пригодной для реализации вашей йоги.

Чем же отличается произвольная асана от «йоговской»? Йоговская асана, вернее, способ её исполнения подчинён определённым правилам, некоторые из которых были определены эмпирически, другие — как следствие осознания концепции. Проще говоря, если понять концепцию, то отпадает необходимость в отдельном изучении каждой из 8400000 асан, т.к. они все по сути одинаковы, и в них пребывает одно и то же тело, функционирование которого подчинено одной природе. Попытка составить свод этих правил в адекватном и доступном обывателю виде — долгая и кропотливая работа, результат которой, надеюсь, ещё увидит свет.

О режиме выполнения действий в хатха йоге. Этот аспект больше других претерпел мутацию в процессе адаптирования и интерпретации знаний. Выполнение различных йоговских техник в настоящее время воспринимается адептами либо как спортивная деятельность, либо как философско-мистический акт, и часто одни и те же действия наделяются настолько противоречивой идеологией, что создаётся впечатление, будто результат практики зависит только от этого идеологического наполнения, а не от самой практики. Но сначала о спортивном подходе.

На мой взгляд, становление йоги как вида спорта сильно и не в лучшую сторону деформировало технологию действий и режим практики. Спорт предполагает наличие энтузиазма, стремления к победе, жажды результатов и, как следствие, тщеславия соперничества. Что, как вы понимаете, совершенно не приемлемо в йоге и делает  её весьма опасной как для физического здоровья, так и для психического состояния. Практику йоги следует воспринимать как физическую культуру, причем ключевое слово тут КУЛЬТУРА. Культура физических движений. Энтузиазм спортивный, который стал вольной интерпретацией аутентичного термина «тапас», следует понимать как ПРИЛЕЖНОСТЬ . Движения и действия не должны быть «грубыми», а усилия, генерируемые адептом, сопоставимы с усилием для улыбки.

Важно помнить, что выполнение асаны с целью потом выполнить другую, технически или физически более сложную, обесценивает предшествующие действия, практика теряет лаконичность и становится «громоздкой». Патанжали не счел нужным подробно останавливаться на описании асаны, ограничившись только характеристикой, что асана должна быть «твердой и мягкой» (sthira sukham), что, скорее всего, подразумевает — устойчивой и легкой в исполнении. Отсутствие других характеристик, вероятно, делает их маловажными. От чего такое вроде бы пренебрежение темой? Ответ становится очевиден, когда, изучив весь текст целиком, понимаешь отношение к йогической науке как инструменту для достижения определенных целей, как ,например, к скальпелю или молотку. Скальпелем можно провести ювелирную операцию и спасти жизнь, а можно зарезать по неосторожности или просто какрандаши всё время точить. Очевидно, что йога должна быть отброшена после достижения цели, как любой другой инструмент, который уже выполнил свою функцию. Глупо поклоняться молоткам, скальпелям и йоге в этом контексте, уж тем более сознательно подвергать себя заточению, превращая жизнь в йогу.

Успех практики напрямую никогда не зависел от действий практикующего. Возможности практикующего ограничены возможностью выполнения условий и степенью безупречности их выполнения. Среди условий: асана, пранаяма, правильное (совсем не значит здоровое!!!) питание, воздержание, аскеза и масса других условий. Причём выполнение с неистовством одних условий не компенсирует игнорирование других, и делает всю практику если не бессмысленной, то не направленной на заявленный результат. Именно чрезмерное акцентирование внимания на асанах, изощрённость их выполнения, жажда результата в виде гибкости и ловкости и приводит к огромному количеству травм. К сожалению, крайне редко явление, когда практикующий понимает суть процессов и работу по их генерированию. В подавляющем большинстве случаев имеет место повторение и имитация увиденного на фотографиях, рисунках или в зале, что сильно деформирует восприятие свойств и возможностей собственного тела и приводит к деградации ценностей.

Очевидно, что фотография, например, курицы, пусть очень качественная, — это не сама курица! Удивительно, но мы живём во времена, когда фото курицы может быть много дороже самой курицы. Так же изображение асаны — асаной не является, хоть и ценится высоко. Спрос на изображение, высокая цена и являются причиной вышеупомянутой деградации ценностей и смещения целей. В частности, гибкость или то, что так воспринимается, которая всегда была следствием правильного выполнения практик, а не их причиной, сейчас позиционируется как необходимое условие для йога. То есть, если гибкостью ты не вышел, то йога не для тебя, или — потерпи немного, подрастянутся ноги-плечи, тогда все будет получаться. В итоге горе-практик, если во время не бросит занятия, обретет гипермобильность одних суставов, артроз других, или, на худой конец, с десяток не менее звучных диагнозов,  но никогда ещё такое грубое обращение с тканями своего тела не проходило бесследно, это  вопрос времени. Правда,  многих от опасной глупости спасла лень, хвала этому феномену!

Человеку не свойственна объективность, особенно по отношению к себе, да и в отсутствие понимания критериев не стоит самостоятельно оценивать свои успехи. Особенно, если эти успехи кажутся вам очевидными. Мастерство выполнения асан может и должен оценивать только эксперт, коим по идее является ваш инструктор или гуру, а его мастерство, в свою очередь, оценивается его вышестоящей инстанцией. Если неправильное выполнение асан и очистительных процедур даёт достаточно скорый негативный эффект, то неправильная постановка дыхания даёт менее выраженный в близкой перспективе негативный эффект, но очень устойчивый и глубокий в долгосрочной. Справедлисвости ради стоит отметить, что позитивный эффект от правильной практики распределён по времени аналогично. Эффект этот, прежде всего, основан на изменении паттерна дыхательного процесса, от которого зависит и психоэмоциональный фон, и общее самочувствие практикующего. Наиболее распространённая ошибка —  гипервдох, регулярное выполнение которого приводит к смещению диапазона дыхания и впоследствии к нейрогенной гипервентиляции со всеми вытекающими. Кроме этого, следует отметить важность и совершенную необходимость понимания того,  как дыхание в целом и его фаза в частности синхронизируется с движением (опережает, отстаёт или совпадает). Какие эффекты от активизации симпатики или парасимпатики проявляются, и как их следует использовать. Все действия начинающиеся со вдоха обречены на неуспех. В боевых искусствах, кстати говоря, в этом плане больше порядка наблюдается. А ведь общего гораздо больше, чем кажется. Везде используют такое же тело: и в йоге,  и фехтовании, и игре на тромбоне. Следовательно, «попутные вещи» будут зависеть не от рода занятий, а от инструмента, коим выступает наше многострадальное тело — которое выживает и более-менее успешно функционирует не благодаря вам, а к сожалению часто вопреки, — и от целей практики.

В заключение, о направленности действий и работы в асане. Я неоднократно эту тему поднимал на своих лекциях и должен заметить, что с ней связан самый сильный и устойчивый стереотип. Особенно это каксается спрортсменов и «опытных практиков йоги». Наиболее часто встречающиеся вопросы на занятиях: «Где должно тянуть? Что мы тут (в этой позе) делаем? Какие мышцы (суставы) тут прорабатываются (раскрываются)?» — создают у нас иллюзию, что представление об асане совпадает с представлением о том, что такое жим лёжа со штангой, и что даёт изменение угла наклона спинки. Первое, что стоит понять: если в асане и напрягаются определённые группы мышц, это не означает, что работа в асане направлена на их укрепление. Так же и  с вытяжением. Например взглянув на то, как выполняется баддха-конасана, может возникнуть впечатление, что «воздействие» происходит в тазобедренных суставах, и растягивается «внутренняя поверхность бедра», на деле всё должно обстоять совсем наоборот, а подобное «раскрытие» тазобедренных суставов, особенно с применением усилий, приводит к развитию коксартроза и болям в спине.

Напряжение некоторых групп мышц в асане направлено в первую очередь на перераспределение напряжений, веса или натяжений в теле в нужном направлении, что должно привести к полной взаимокомпенсации всех воздействий в определённой области, а её расположение строго определено. Задача задействовать все шестнадцать адхар, тогда асана будет устойчивой и выполняться с незначительными усилиями. Идея, что во время занятий нужно выполнить максимальное количество поз для проработки всех групп мышц, имеет больше отношения к тому, что происходит в тренажёрном зале, и вряд ли даст ожидаемый результат на коврике. Можно сделать одну асану, но так, чтобы задействовано было всё тело, и эффект от такой асаны будет гораздо глубже и долгосрочней. Безусловно, все асаны имеют свои «акценты», но они не так очевидно привязаны к тому, какие мышцы напрягаются, а какие тянутся. Акценты и эффект асан зависят от результирующей всех действий, которая редко совпадает с направлением усилий как таковых.

Вот такие пироги…

К читателю

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.
Конфуций

Идея написания цикла статей (об асане, очистительных процедурах, дыхании, питании) родилась вопреки моему глубокому убеждению, что любое обучение предметам вроде методик йоги должно происходить непосредственно. Прямой способ передачи знаний исключает возможность вольной трактовки информации обучающимся сообразно собственной глупости, суть которой невежество, и возможности «вооружаться» знаниями, что в итоге лишает индивидуума способности к обучению. Итак, обстоятельства диктуют условия, и для помощи практикующим излагаю в письменной форме основополагающие моменты. Статьи будут выкладываться в блоге по мере написания…

Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что для правильного понимания изложенного материала и безопасного его применения совершенно необходим этап непосредственного обучения у людей, прошедших, в свою очередь, такое же непосредственное обучение в вышестоящей инстанции.

479691665_191df7d594_m

Взгляд: йога сейчас — это что? Бизнес? Физкультура? Религия? Секта?

115925478_3ac1ed8a8a_oИнтересный рассказ получился у одного из членов Тренерского совета Федерации Йоги России о положении дел в «Мире Йоги» нашей страны, да и, пожалуй, в большей части мира.

Размышляя на тему: «Какие «направления» сейчас больше пользуются спросом? Что побуждает людей заняться йогой? Что движет ими во время практики? К каким результатам и выводам (или их отсутствию) приводит такая практика?», автор оставляет вопросы открытыми, предоставляя читателю возможность исходя из собственного опыта и миропонимания дать искренние ответы  хотя бы самому себе…

Передаем слово Михаилу…

Сейчас в «Мире Йоги» творится невообразимое, и непонятно, чем можно назвать всё то, что есть.

Я проследил сейчас несколько направлений «йоги»…

  1. «Йога-песня-конвульсии»
    Сейчас это очень популярно, так как человеку ничего не надо делать на занятии, только пой, дергайся и дыши — чего люди в основном и хотят.
    Сюда наверное отнесу «Кундалини-йогу», так как часто находился в клубе, в котором веду занятия, и слышал, как они там «занимаются». Потом специально видео смотрел.
    Еще к «песенному жанру» отнесу «ОМ Хеленг» (как-то так он называется). С ним столкнулся в одном из клубов: там люди садятся в круг и в темной обстановке час поют «Ом». Словно урок по музыке. И это тоже называют йогой.

  2. «Йога-валяние»

    Это наверное самый распространенный стиль в Москве: и vip-клубах, и «местечковых» залах. Такой вывод сделан потому, что ко мне в последнее время приходило много новичков, которые сразу же ложились на коврики и начинали по-разному валяться и кататься с протестами на мои уроки, утверждая, что они йогой занимаются уже долгое время и что их практики — это «настоящая йога»… а то, что мы тут в клубе ведем, — это урок физкультуры, как в школе, и что йога — не физкультура. Таких людей валом и все они уверены, что йога не может быть физкультурой.
    И этот факт меня удивляет. Если бы хатху-йогу, которая сейчас есть, изобрели в России, ее и назвали бы физкультурой с усиленным сосредоточением во время выполнения упражнений и элементами гимнастики.

  3. «Йога-физра»
    Тоже распространенный вид. Сейчас используется повсеместно, но с большим количеством «тумана», то есть преподаватель своими действиями, словами, формами пытается сделать урок «йога-физры» волшебным. На эту «волшебность» много ловится людей, и это, наверное, самый выгодный ход.

  4. «Просто йога»
    Тоже Хатха-йога, которую мало где преподают, и трудно найти таких людей. Обычно эти люди продолжают линии обучения настоящих индийских учителей без имени.

  5. «Йога-книга»

    Есть ещё такой вид, который можно назвать «преподователь-книга» или «йога-книга» — это люди, которые начитались книжек дома, по ним попрактиковали месяца 3-4, потом «полазили» по интернету, увидели стоимость занятий и решили тоже вести йогу по тем данным, которые вычитали и сами поняли из вычитанного. При этом они определяют свой стиль в соответствии с названием книги. Недавно столкнулся с подобным. Девочка прочитала книгу «Хатха-йога Прадипика» — ту самую объемную в переводе сектанта и с комментариями, и теперь по ней ведёт занятия, определяя это как свой стиль. При этом ни к кому на занятия ни разу не ходила.
    Занятия выглядят очень странно, так как один раз попросили заменить её. Я приехал на урок, вошёл в зал — а там темнота, и в центре зала лежит коврик, вокруг которого свечи, как будто кого хоронят… И сидит наверное 15 женщин вокруг. Как только вошёл, они начали петь мантры.

    Я всё потушил, объяснил, что это что-то не то, и провёл «стандартный урок». Эти люди, опять же, высказали свое мнение о том, что это на йогу не похоже по их предоставлениям. Они считают, что йога — это что-то загадочное и тайное.

  6. «Йога секта»
    Это вид, где под видом занятий йогой предлагают петь определенный индуистские мантры, не рассказывая, что они несут — так проводят пропаганду своих идей во время урока.

Считаю, что именитые преподаватели хорошие «торгаши» (менеджеры, шоу-мены), и в последнее время всё больше и больше идёт «охота» на деньги. Бесконечное число семинаров… там же всё очень просто. О чем можно рассказывать по 5 часов несколько дней? Вода, вода, вода.

А потом страдают люди. Так недавно приходила девушка на занятие, и я ее спросил о здоровье, по практике. Сказала, что всё нормально и что долгое время практикует йогу, перечислила большое количество «брендов», как это сейчас принято у всего йога-сообщества… Кстати сейчас особенно модно у преподавателей в своем резюме указывать «бренды», в которых он усердствовал и какие он может рекламировать как сертифицированный продавец товара — это бум. Откройте любой сайт крупного клуба и почитайте, как преподаватель себя описывает.

…Я начал занятие. Обычная разминка в виде суставной гимнастики, потом немного асан, немного дыхания и работы животом. Девушку это сильно удивило: она час ничего не делала, смотрела большими глазами на группу, на меня, даже когда я подходил и детально объяснял, что и как надо делать, она продолжала сидеть.

И когда я сказал, что в принципе ничего сложного нету и всему легко можно научиться, а потому нужна только практика, практика, практика, в меня полетел коврик — человек убежал с тренировки.

Потом администратор мне рассказала, что меня обвинили в том, что я веду не йогу, а физкультуру, йога так не выглядит, и все те вещи, которые я давал на занятии, очень сложные — их она проходила на семинарах, которые длились по неделям на vip-курортах. Самое интересное — это то, что в группе было еще 4 человека, которые пришли на своё второе занятие и всё с лёгкостью выполняли и понимали.

Иногда всплывает желание набить морду таким «гуру» за то, что они людям гадят в голову.

После всего этого начал людям, ходящим в зал, задавать вопрос: «Что есть йога и как они ее видят?»

Чаще всего отвечали, что это что-то среднее между: «Йога-книга», «Йога-валяние», «Йога-песня-конвульсии» — вот такой микс с преобладанием «валяния» и «пения».

Жил долгое время в Индии как обычный человек (не в йога-туристических местах, куда ездят большинство тичеров, так как считаю, что там йогов уже не осталось, и там индусы-шарлатаны дают гимнастику, которая калечит).

У них там по большей части простые брахманы шиваистских храмов занимаются ритуалами, как наши попы, и у них нет этой физкультуры. Они так же говорили, что йога — не физкультура, в йоге изначальна была только одна сидячая поза, в которой они совершали определенные действия (по большей части колдовские, шаманские).

Даже ездил в гости в одному очень уважаемому брахману богини Кали, присутствовал при ритуалах — чистый воды шаманизм.

И в конце концов я начал запутываться в вопросе «что такое йога?» и кому можно верить, кто действительно несёт традиции йоги и каким текстам можно доверять.

По материалам сайта ульяновской студии йоги «3:48».

Интервью с Эдуардом Кушниром для ульяновской студии «3:48»

P1230571

— Эдик, ты человек, более 20 лет занимающийся и преподающий йогу, в двух словах скажи, для наших начинающих, что собой представляет собой «йога»?

— Согласно древним текстам и в адаптации к менталитету современного человека, можно сказать, что йога-это инструмент для познавания природы «Я» человека.

— Какие есть виды йоги?

— Не смотря на обилие разных названий, существует лишь четыре йоги: Карма, Бхакти, Джнани и Раджа. Это стратегическое разделение и все остальные йоги относятся к одному из вышеперечисленных видов.

— В чем состоит их отличие?

dscf1740-1000— Отличие состоит в подходе и применяемых практиках для познавания истин, но зависит прежде всего от качеств самого практикующего (интеллектуальных, волевых, физических и т.д) . Ученики делятся так же на четыре типа (слабый, средний, сильный и наивысший) и в зависимости от принадлежности к типу, подбираются и практики с целью максимально реализовать потенциал практикующего.

К примеру Карма-йога действия предполагает реализацию через труд, причём упор делается не на результат действий, а на сам процесс.

Бхакти — путь обожания, характеризуется строгим выполнением ритуалов, чтением мантр и соблюдением постов.

Джнани — путь знания, когда истины познаются чтением текстов (веды, упанишады, тантры и т. д.) и логическими умозаключениями.

Раджа-йога — высший путь, самый сложный и требующий максимальной мобилизации ресурсов практикующего и самоотречения, это метод непосредственного изучения объекта познания. Тут надо отметить, что хатха-йога (с которой у западного человека, как правило, и ассоциируется само слово йога) и является частью Раджа-йоги, состоящей из восьми членов.

dscf1761-1000Из первых четырех ступеней Раджа-йоги состоит Хатха-йога, так популярная сегодня в мире:

  • Яма — кодекс внешнего поведения;

  • Нияма — кодекс внутреннего поведения;

  • Асана — поза;

  • Пранаяма — контроль дыхания

Следующие четыре члена (ступени), называемые так же самъяма:

  • Пратьяхара — отвлечение чувств от внешних объектов;

  • Дхарана — концентрация;

  • Дхиана — медитация;

  • Самадхи — собственно результат всей практики, единение субъекта познания с объектом познания, состояние сверхсознания.

dscf1776-1000— Что должен знать каждый, кто приобщился к этому виду деятельности?

Прежде всего безопасность. Необходимо попасть к хорошему инструктору, а хороший далеко не всегда тот, кто преуспел в маркетинге и активно рекламируется.Если во время практики у вас что-то болит или вы испытываете дискомфорт, значит вы занимаетесь не йогой или непавильно её понимаете.

Неукоснительно выполнять рекомендации инструктора ни в коем случае не заниматься самостоятельно по книгам и видео! Всё это лишь дополнение к непосредственному обучению. В противном случае практика будет бесполезна, а хуже того — опасна.

— В йоге есть метод похудения?

— Собственно главный метод один — меньше есть)))

— Какие есть специальные упражнения?

— Упражнения, конечно, есть, но подход должен быть комплексным. Одними упражнениями мало, что можно добиться и к тому же, их необходимо делать правильно и в надлежащем режиме. Йога не создаёт аэробную нагрузку на организм и большого количества калорий вы не потеряете. Эффект основан на изменении скорости обмена веществ, гормонального фона и психоэмоционального состояния человека, а так же на глубоком, буквально на клеточном уровне очищении организма.


dscf1772-1000
— Существуют ли специальные диеты?

— Согласно аюрведе существует три типа тела, так называемые доши, плюс их комбинации:

  • Вата — ветер.

  • Капха — слизь.

  • Питта — огонь.

Доша, если донести именно смысл этого термина, есть изъян тела. У каждого тела есть своя (или свои) доши с ними мы рождаемся и с ними умираем. Всего 1-2% людей лишены их. Задача состоит в том, чтобы держать их в равновесии, для этого подбирается специальная диета в зависимости от времени года, занятий, профессии, местности и конечно же типа дош.

Когда человек к примеру полнеет или худеет доши выходят из равновесия, что само по себе не хорошо, но может ещё и привести к болезням. Большое количество жировой ткани это доминирование капха-доши. Когда одна доша начинает доминировать, она угнетает остальные и проблема в том, что если пытаться подавить доминанту, то эффект будет ещё хуже (вспомните как стремительно набирается вес после долгой и мучительной диеты). Необходимо как раз стимулировать угнетаемые доши и тогда вернётся равновесие.

Эдуард КушнирТут можно дать конкретные советы, я выбрал самые безобидные, ведь рекомендации для йоговского питания применимы только к Йогам, а не обычным людям. Разница между обычным человеком и тем, кто занимается йогой незначительна, но разница между Йогом и тем, кто занимается йогой принципиальна.

Итак, кушать рекомендуется только тогда, когда человек испытывает реальный голод (не аппетит!) желудок заполнять едой на половину, оставшаяся половина для свободного движения пищеварительных соков и газов. До следующего «чувства голода» (это может быть через два часа или через два дня — у всех по-разному) в желудок попадает только вода (все другие жидкости-кофе, чай, соки, конфеты, фрукты и т. д. считаются едой!).

Пить нужно не меньше 2-х литров воды в день. «Жидкое ешь, густое пей» это значит, что воду сразу глотать не следует, а твёрдую пищу нужно тщательно пережёвывать, до достижения ей состояния жидкости. Рот-орган пищеварения, пища начинает перевариваться уже во рту. К тому же медленное потребление пищи приведёт к уменьшению её количества. Желудок «тупой» орган и первый сигнал о насыщении попадает в мозг где-то через 20мин.,  за которые можно съесть такое количество еды, которое скромная индийская семья будет поедать неделю))) Еда — не развлечение, а компромисс!

Мы кушаем, чтобы не умереть.

— Как часто должны проходить тренировки?

— Реже двух раз в неделю заниматься смысла вообще нет…

Лучше всего ежедневно, начиная от 15 минут до полутора часов. Это уже индивидуально и во многом зависит от мотивированности практикующего.

— Сколько потребуется времени, чтобы похудеть занимаясь йогой?

— Смотря на сколько похудеть)) на 4 кг — одно дело, а на 40 кг — совсем другое. К тому же смысл не в том, что бы просто похудеть, а чтобы таким оставаться. Обрести новую норму для себя, а на этом спешка плохо сказывается. Если важна скорость похудения, как таковая, тогда самый быстрый метод — липосакция!))

— Через сколько ощущается результат?

— Смотря что считать результатом. Относительно здоровья стабильный результат наступает через 3-8 лет практики. Но большинство болячек перестают беспокоить уже через год-два.

— В чем состоят преимущества йоги над другими видами деятельности (пилатес, фитнес, аэробика)?

— Это в общем-то не сравнимые вещи, так как йога не спорт и привнося спортивный подход в практику многие «тонкости» теряются невосполнимо, к тому же изменение режима практики может принести к травме.

За свои 13 лет преподавания я пришёл к выводу, что йога самый эффективный инструмент, который при правильном использовании творит действительно чудеса исцеления, а при неправильном не менее эффективно калечит…

— Имеются ли противопоказания?

— Конечно! И их масса, но касаются они конкретных практик и конкретных заболеваний, а в целом йога — для всех, это самая демократичная система. Мудрые говорят, что успеха в йоге может достичь каждый: слабый, старый и даже дряхлый! Лишь бы практика его была постоянной и он не поддавался лени и унынию.

С уважением, Эд Кушнир.

По материалам Студии НеоЙога.

Летний интенсив по йоге в Сочи с Эдуардом Кушниром

 453929527_2e0f1295a8В продолжение доброй традиции мы приглашаем вас принять участие в йога-классах с Эдуардом Кушниром в рамках  выездного семинара, который будет проходить в Лазаревском (ок. 90 км до Сочи)  с 24 по 31 августа (заезд 23 августа, выезд 1 сентября) 2015 года.  Присоединяйтесь к этому уникальному путешествию, чтобы отдохнуть и прояснить свой жизненный путь с помощью практики Йоги!
Каждый, без исключения, откроет для себя много нового… в первую очередь о себе.

Вас ждут лекции и практикум, детально рассматривающие:

  •  Общие вопросы о йоге, история, направления, стили.
  • Нравственные и моральные аспекты йоги. Кодексы внутреннего и внешнего поведения — Яма, Нияма. Сутры Патанджали.
  • Травмобезопасность, особенности и принципы выполнения асан.
  • Дыхательные техники — общие теоретические вопросы, принципы безопасности выполнения дыхательных практик.
  • Очистительные процедуры — обзор, описание, показания для применения, эффекты и оценка необходимости применения.
  • Питание — принципы, задачи, следствия.
  • Обзор Сукшма-вьяямы, Стхулы-вьяямы,  Йогасана-Виджняны и др.

Стоимость.

Стоимость участия в семинаре варьируется:

  • 10000 рублей — при оплате участия до 1 апреля;
  • 13000 рублей —  до 1 июня;
  • 15000 рублей — при оплате 1 июня и позже.

Проживание, включая аренду зала, стоит от 2800 рублей — за двухместный номер эконом класса — при раннем бронировании. Питание организуется самостоятельно. При необходимости мы окажем помощь в этом. Участие в семинаре подтверждается предварительной регистрацией и внесением предоплаты за первые сутки проживания, — для этого в обязательном порядке свяжитесь с организатором.

Принять участие >

Записаться на семинар и задать вопросы Вы можете, позвонив/ написав нам:+ 79296489436 (Москва)/ +7 9272 7О7118 (Ульяновск),по эл.почте, в VK и FB.

Информация по размещению.

Если Вы хотите снять номер/апартаменты на двоих, но у Вас нет компании — сообщите организатору, возможно кто-то еще будет искать соседа или соседку в номер.

Категории номеров:

• однокомнатный двухместный номер — 2800р/номер
• однокомнатный двухместный номер с балконом — 3000р/номер
• двухкомнатный трёхместный номер 3300р/номер
• двухкомнатный трёхместный номер с сауной и балконом (1-зт.) — 3500р/номер
• двухкомнатный трёхместный номер люкс с балконом — 3800р/номер
• трёхкомнатный четырёхместный номер с балконом — 4000р/номер
• апартаменты — трёхкомнатный четырёхместный номер (кухня, 2 сан. узла, балкон) — 5500р/номер

Цены указаны при раннем бронировании за НОМЕР (доп.место +500 рублей).
Детей принимают ЛЮБОГО возраста, при этом первое доп.место на ребёнка до 10 лет — без оплаты.

В стоимость проживания входит:

— пользование бассейном с подогревом
— пользование аэрарием для загара с шезлонгами
— пользование детской площадкой
— пользование тренажерным залом
— пользование парковкой

В номерах:

• Телефон
• Санузел, фен
• Мягкая (диван, кресла) и корпусная мебель
• Кондиционер (сплит — система /оконный)
• Телевизор
• Холодильник, эл. чайник
• Посуда (тарелки, стаканы, пепельница)
• Балконы

Фото отеля, номеров и прилегающих территорий можно посмотреть здесь.

 

 

Йога йоге рознь. Интервью для портала DORLEDOR.info.

Руководитель ассоциации йоги «Антара», тренер Эдуард Кушнир давно выбрал свою культурную нишу.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA– Эдуард, ч
ем объяснить, что в последнее время население западных стран, исконно христианских вотчин, повально увлеклось восточными религиями и практиками, в частности йогой?
– Давайте сразу определимся. Я не вижу идентичности в отношении к йоге у индусов и западных людей. Для первых она являет собой одну из официальных религиозно-философских школ. Это особое мировоззрение. Для вторых, по крайней мере – для большинства европейцев, йога стала чем-то сродни фитнесу, физкультуре, в лучшем случае – способом, с одной стороны, развиваться физически – быть более сильным, гибким, выносливым, с другой – научиться концентрировать внимание, расслабляться, совершенствовать память, логическое мышление, даже настроение. Но для населения Запада йога не стала способом духовной реализации. Это и не должно было случиться, потому что менталитеты сильно отличаются. Но интерес к восточной философии есть… Думаю, это следствие кризиса духовного мира западного человека. Поэтому речь идет о том, чтобы  вдохнуть в этот его мир новую жизнь.
– А как Вы пришли к йоге?07
– Я не стал йогом. Разницы между обычным человеком и тем, кто занимается йогой, практически нет. Разница между йогом и человеком, который занимается йогой, – принципиальная. В йогу я пришёл случайно. Увлёкся книгами Карлоса Кастанеды, которые открыли для меня альтернативный взгляд на многие вещи. Была забавная история. Я работал в ночную смену, и мой коллега читал книжку. Я спросил: «Что?» Он ответил: «Про индийцев». Я заинтересовался темой, начал читать литературу подобного рода и занялся йогой, что в корне изменило мою жизнь.
Некоторые индийские гуру считают, что йога мало что даёт для духовного развития человека. Он может хоть годами пребывать в позе лотоса, превратиться в скелет от недоедания, но работы души не происходит. Что Вы об этом думаете?
– На самом деле для большинства западных людей образ йога достаточно искажён. Это скорее продукт маркетинга. Образ йога, преподносимый нам масс-медиа, то есть женщины с большой грудью и с полуприкрытыми глазами, летающей в облаках, далёк от истины.
Что касается физической составляющей йоги, то, конечно, она является частью всей системы. Если вас интересует только поза лотоса, то, конечно, на духовность она никак не повлияет. Напомню: йога – это всеобъемлющая и достаточно сложная религиозно-философская система. И я бы не стал сводить её к банальным физическим упражнениям. Что касается этих упражнений, то есть хатха-йоги, то на духовности они, разумеется, никак не отражаются. Если в практике нет сопутствующей духовной идеологии, то это будет всего лишь физкультура.
Медики полагают, что йога весьма травматична. Например, стояние на голове может привести к инсульту. Как этого избежать? И надо ли в связи с этим столь массированно пропагандировать эту практику?
– В данном случает врачи правы. Учитывая популярность йоги, огромное количество шарлатанов пользуется доверием людей. Я сам с этим столкнулся достаточно плотно. Поскольку читаю курс для преподавателей йоги, заметил, что у многих из тех, у кого стаж больше 7-10 лет, знания поверхностные. Например, они не могут отличить кровяное давление от внутричерепного. Это издержки популярности. Подобное было с боевыми искусствами в 70-е годы. На самом деле легко воспользоваться чужим невежеством. Для этого достаточно выучить несколько красивых терминов. Когда ажиотаж поутихнет, останутся грамотные преподаватели, адепты, и не будет истерии вокруг предмета. Пока существует ажиотаж, конечно же, место будет и невежеству, и шарлатанам, и травмам.
Многие врачи сейчас говорят, что йога опасна. Хотя с настоящей йогой почти никто из них не сталкивался. Скажу, что йога, которая была популярна в 70-е, 80-е и в начале 90-х и практиковалась полулегально, была намного безопасней, чем современная.
Итак, спортивный подход в йоге неприемлем. Ее можно рассматривать скорее как физическую культуру в полном смысле, а не как фитнес. Если относиться к этому таким образом, то травм можно избежать. Вдобавок нужен грамотный инструктор.
Ко мне люди приходят благодаря сарафанному радио – я рекламу не даю. Преподаю более 15 лет. И никогда особо не занимался раскруткой своей деятельности.
Что лично Вам даёт эта практика?
– Это моя жизнь. Не мыслю себя в другом качестве. Мне нравится и практиковать, и преподавать. Я благодарен своему учителю, который заложил основы для моего дальнейшего развития. Хотя поначалу я был самоучкой. Позже благодаря учителю мне удалось избежать многих тупиковых моментов. Что касается квалификации, то, по моему мнению, у инструктора должно быть физкультурное образование. Хотя бы для того, чтобы сделать безопасной свою практику и преподавание. У нас же в настоящий момент достаточно хаотичное положение вещей в этой области. Ещё лет 10-15 назад, когда фитнес-центров здесь было раз-два и обчелся, о йоге никто ничего не слышал. Через пару лет в каждом фитнес-центре уже был «квалифицированный» преподаватель по йоге. Это следствие высокого спроса на подобных специалистов. Но эта наука требует многолетнего детального изучения.
Как относится к Вашему увлечению семья?
– Моя жена Александра – тоже преподаватель йоги. Считаю, что счастлив тот человек, чьи жизненные приоритеты совпадают с его ценностями. Тогда всё вокруг к этому подстраивается.
248082192_5a2b32a4de Чем занимаетесь в свободное время? Что входит в ваш «внейоговый» обиход?
– Я бы не стал так противопоставлять. Нет такого: здесь у меня йога, там – не йога. Не могу сказать, что заканчивается йога – и начинается обычная жизнь. Не тот случай, когда надел форму – чувствуешь себя солдатом, снял – гражданским. Я живу обычной жизнью. Конечно, читаю книги (фантастику, философские книги), смотрю кино.
В отдыхе предпочитаю экотуризм. Пожить на уединённом острове в палатке где-нибудь в Греции или в Крыму. Или просто попутешествовать на автомобиле.
Если бы Вам дали несколько миллионов долларов и предложили построить бесплатный йога-центр или спорткомплекс, что бы Вы предпочли?
– В основном, я сейчас вижу в йоге и спорте только бизнес. Не вижу ни одного более-менее глобального проекта, который преследовал бы цель бескорыстно улучшить людям здоровье. Везде – нацеленность на прибыль или пиар. Не скажу, что ностальгирую по советским временам. Но именно в отсутствии физической культуры, простой зарядки вижу большие потери для общества. Нынче же никто не выделит средства ни на один бесплатный фитнес-центр или на какой-то массовый спорт. Я бы лучше вложил деньги в дополнительный школьный урок физкультуры, в ту же организацию в парках бесплатных занятий для пенсионеров, как это происходит в Китае.
– Можно ли преподавателей йоги «градуировать» по квалификации, статусу?
– В йоге нет статусов. Единственное подтверждение ваших достижений – то, как к вам относятся люди.
Олег ГИЛАДИ

«Другая бабочка». Эдуард Кушнир

Статья, написанная для журнала Wild Yogi,  посвящена освоению и отстройке бадха-конасаны, позы «бабочки».

С бесконечной благодарностью к учителю.
«На самом деле всё не так, как кажется».
/Станислав Ежи Лец/

Прежде чем перейти непосредственно к теме статьи хочу сказать несколько слов о том, о чем в принципе упоминается в любом тексте подобного характера, а именно: воспользоваться всеми преимуществами описанных техник в полной мере можно будет лишь при помощи компетентного преподавателя, с учетом условий, которые достаточно подробно изложены в тематической литературе — как в древней, так и современной.

А теперь перейдем непосредственно к предмету. На ниве преподавательской деятельности зачастую сталкиваешься с феноменом поверхностного восприятия множества практических моментов вследствие целого ряда причин, одной из которых, как ни парадоксально это выглядит в наши дни обилия информации, является сложность в доступе к системным, подробным и, в известной мере, объективным знаниям, что, в свою очередь, приводит к заполнению пробелов субъективными выводами. Это снижает эффективность практики, сводит ее на нет, а иногда делает даже опасной. Идея представленного вашему вниманию материала заключается в попытке детального и всеобъемлющего исследования такой относительно несложной позы, как бадха-конасана или бабочка.

Итак, предлагаемый метод освоения состоит из трех этапов. Впрочем, процесс проходит достаточно быстро. Стоит лишь понять концепцию построения и в дальнейшем возможно будет практиковать как эту асану, что называется «с лету», так и выполнять с легкостью другие асаны.

Наиболее простой способ обрести симметрию как основополагающий элемент концепции построения асаны — попытаться взаимокомпенсировать импульсы и напряжения в центре. Физический центр и область, в которой фактически компенсируются все напряжения, зачастую не совпадают. Поясню. Этот процесс легко представить в виде велосипедного колеса с шестнадцатью спицами, где все спицы одинаково натянуты и симметрично крепятся к оси. Ось колеса в данном случае выступает в виде центра, в котором взаимокомпенсируются все напряжения, что обеспечивает симметрию конструкции в целом. Когда спицы натянуты неодинаково, центр смещается, и конструкция выглядит, как «восьмерка». Проводя аналогию с человеческим телом, «восьмерка» — это, например, сколиоз, но не всегда.

Как известно, центром тела является область пупка, и его постановка не является сложной задачей, методы описаны достаточно подробно в литературе. Зачастую практикующие с этим справляются самостоятельно, но эффект, как многие сумели убедиться, не является устойчивым и долговременным. Более сложной задачей, требующей гораздо большего времени и квалификации, является отстройка проекции центра, которая располагается в области крестца. Замечу также, что имеет смысл начинать именно с этого.

Попробуем разобраться, как это делать в бадха-конасане, выполняемой на начальном этапе, лежа у стены. Причем этот этап предлагается пройти всем, вне зависимости от предыдущего опыта, обретенной гибкости и силы.

Главное преимущество выполнения у стены — возможность зафиксировать таз и задать ему координаты привязав их к стене и полу. Лягте на спину и придвиньтесь вплотную ягодицами к стене.

Спина расслаблена, лежит на полу, ноги вытянуты вверх, а седалищные кости с одинаковой силой упираются в стену.

Если попытаться согнуть ноги в коленях, разводя их в стороны, можно выявить часто встречающийся перекос таза, причину сколиоза. Точнее, перекос (винт) в тазу — лишь следствие несимметричного расположения ног. Человек рефлекторно выстраивает симметрию по ногам, и если не фиксировать таз, то его как раз и уводят несимметрично расположенные ноги.

Так вот, фиксируя таз в углу между стеной и полом, мы допускаем асимметрию в ногах, сохраняя центр. Расстояние от промежности до пяток определяется в каждом конкретном случае индивидуально и легче всего это сделать опять же лежа. Так как сидя, подтягивая ноги как можно ближе к себе, практикующий создает напряжение в пояснице, противодействующее опрокидывающему назад моменту, что в свою очередь создает препятствие для вытягивания спины и распространению импульса вдоль позвоночника.

Расположив тело вышеописанным образом, попытаемся сгенерировать импульс от центра к периферии. Тут, как правило, возникают сложности с объяснением и, соответственно, с пониманием сути процесса. Я обычно использую уловку — предлагаю практикующему толкать ноги ( не двигать, а именно толкать, создавать расталкивающий момент) в стороны и к полу (если лежа) или (если сидя) в стороны и назад, напрягая среднеягодичную и малую ягодичную мышцы. Строго говоря, это только ощущения. Работают глубоко расположенные мышцы таза. Однако, это не столь важно, задача состоит в том, чтобы почувствовать само место и процесс зарождения в нем импульса, в дальнейшем расталкивания как таковые будут не нужны. В результате в области крестца ощущается тепло или давление. При существующих патологиях могут возникнуть болезненные ощущения, области крестца, в этом случае лучше проконсультироваться со специалистом. Если ощущения натяжения концентрируются в области паха или с внутренней стороны бедра, то действия выполняются неверно, либо не была достигнута симметрия в положении таза. Подобная практика не принесет должного результата, тем более, если ощущения наблюдаются в тазобедренном суставе, в сочетании с давлением на ноги руками. Давить на ноги рекомендуется, лишь при полном исключении ощущений в ногах и паху.

Затем можно перейти ко второму этапу, т. е. выполнить те же действия сидя, прижавшись спиной к стене и зафиксировав таз между стеной и полом, сохраняя симметрию плечи-таз = квадрат в одной плоскости.

В завершение следует попытаться выполнить асану без помощи стены, обязательно сохраняя спину расслабленной. Заключительной частью этого этапа будет попытка наклона вперед с ровной спиной, упираясь локтями в бедра и отталкиваясь руками в попытке растянуть позвоночник между крестцом и лопатками. Следует отметить, что сохранять импульс в крестцовой зоне, расталкивая ноги ягодицами нужно на протяжении всего времени пребывания в асане, естественно, усилия для создания этого момента нужны совсем незначительные, важна точность. Чем выше точность, тем меньше требуется усилий, не более чем для легкой улыбки.

Во время выполнения наклона, необходимо помнить, что, при действии руками, импульс к рукам идет от области между лопатками, а само действие осуществляется широчайшими мышцами спины. Далее генерируем импульс непосредственно от центра, т. е. области пупка. Для этого необходимо дифференцировать нижнюю часть живота от верхней (область между пупком и лобком) и пытаться выполнять активный выдох. Желательно дышать методом уджайи, снизу живота волнообразным движением вверх к грудной клетке, не включая собственно грудную клетку, которая должна располагаться таким образом, чтобы появилась естественная уддияна бандха. Это не директивная уддияна, с которой обычно имеют дело, а провал живота как, например, в мостике или в собаке мордой вниз. Здесь стоит отметить, что появление подобной уддияна-бандхи (в общем трех бандх) является критерием правильности выполнения асаны, об этом эффекте упоминают многие тексты. К сожалению, все, что касается работы животом (пупком) и дыхания крайне непросто передать через текст. Предлагаю практикующим пытаться осваивать все последовательно, или даже отдельно от собственно асаны. Например, для понимания недирективной уддияны, точнее для освоения положения грудной клетки, необходимого для появления бандхи, можно поступить следующим образом: встаньте спиной к внешнему углу стены, либо просто к стене, слегка присев, попытайтесь выровнять обе области природного лордоза позвоночника, т.е. поясничный и шейный. Как результат ребра приподнимаются, живот и яремная впадина вваливаются, а в пупке должно появится натяжение, которое, собственно, предшествует импульсу, о котором я писал выше. Затем это действие можно воспроизвести сидя в бадха-конасане и, сохраняя конфигурацию корпуса, попытаться выполнить наклон.

Резюмируя, хочу сказать, что асана может быть только одна и только та, в которой ваше тело в настоящий момент пребывает. И, следовательно, если у вас есть тело, то оно неизбежно будет пребывать в одной из асан. Хатха йога систематизирует и подчиняет определённым законам положение тел (как физических, так и тонких) и процессы в них. Процесс познания себя может быть бесконечно захватывающим и я желаю всем читателям в полной мере им насладиться.

Давайте дружить!

Всё не так, как кажется...